Золотые коронки больше не в моде?
О проблемах рынка имплантов рассказал генеральный директор компании Nobel Biocare Russia Александр Смирнов.
- Александр, охарактеризуйте, пожалуйста, сегодняшние тенденции российского рынка имплантологии.
- В целом, если еще совсем недавно в Европе разговоры о российском рынке эстетической стоматологии и имплантологии вызывали усмешку, то к 2009 году наша страна заняла пятое место по темпам роста среди европейских стран. Сами за себя говорят и показатели деятельности Nobel Biocare Russia: в России мы успешно работаем с 2006 года и за это время увеличили свой оборот более чем в 10 раз. С первого дня своего существования темпы развития компании составили в среднем 70-80% в год, что позволило в краткие сроки занять лидирующие позиции на рынке с долей 45%.
Конечно, общемировая экономическая ситуация внесла свои коррективы, однако рынок должен вернуться к своим прежним финансовым показателям, так как потребность в качественных имплантологических услугах на российском рынке колоссальна.
- Неужели у населения России настолько плохое состояние стоматологического здоровья?
- Россияне сегодня остро нуждаются в пропаганде необходимости ухода за собственными зубами и заботы о здоровье: на данный момент свыше 10 млн. человек страдают от той или иной формы адентии (отсутствия зубов). При этом в различных регионах частичная адентия встречается у 40-70% населения. А имплантология - единственное современное решение проблемы отсутствия зубов, в связи с чем рынок имеет большой потенциал роста.
- Является ли сегодня рынок конкурентным?
- Рынок достаточно конкурентный, но в основном дистрибьюторский. Среди многих стоматологических компаний, работающих в нашей стране, только Nobel Biocare имеет полноценное представительство. Другие компании не открывают своих представительств, потому что объективно оценивают структурные и экономические сложности российского рынка. Дилерский подход, в свою очередь, обуславливает общее развитие отрасли: большинство дистрибьюторов не заинтересованы в развитии индустрии. В итоге мы наблюдаем соответствующий результат: сектор находится в совершенно другом положении, нежели западные рынки, где производители активно инвестируют в инновационные технологии, постоянно улучшая качество продукции. К примеру, если взять завод Nobel Biocare в Швеции - старейший, заметьте, завод в Европе, - то даже там, при более чем 30-летней истории производства, до 10% продукции отбраковывается на финальном контроле качества и отправляется в переработку.
- А каково сейчас соотношение отечественных и импортных товаров на российском рынке?
- Если говорить с точки зрения финансового оборота, то российская продукция на сегодняшний день составляет 5-10% рынка. Если же оценивать рынок с точки зрения продаж, то соотношение будет в пользу более дешевой российской продукции.
- Не могли бы вы подробнее рассказать о представленной на рынке продукции?
- Сейчас на российском рынке, к сожалению, произошло значительное расслоение. Если на мировом рынке широко представлена продукция всех категорий от класса премиум до класса эконом, то на российском рынке в основном присутствуют и продаются две категории товаров: премиального и экономкласса, а между ними пропасть. Продукция Nobel Biocare относится к премиальному сегменту, и на данном этапе серьезных конкурентов в России у нас нет (в мире это компании Straumann, 3i, Astratech и Dentsply Friadent). Если брать экономсегмент, то в основном в нише присутствуют израильские и корейские производители, а также компании из России и стран СНГ.
- А какие технологии присутствуют на рынке, какие новейшие разработки вы можете назвать?
- Поиски наиболее оптимального материала, как мы знаем, уже давно завершены, и современные имплантаты состоят только из титана - биосовместимого материала, который иммунная система человека не воспринимает как инородный, в связи с чем он хорошо интегрируется в костную ткань. Новейшие технологии сегодня направлены в основном на доработку поверхности, формы и микроструктуры имплантата для ускорения процесса его интеграции в костную ткань. Имплантаты третьего поколения - это принципиально новый подход к выполнению резьбы, абатмента (соединения имплантата и коронки) и др. Еще одно направление в области инновационных разработок на рынке связано с интеграцией компьютерных технологий в имплантологию.
- Насколько цивилизованным является сегодня рынок с точки зрения проникновения знаний об имплантологии во врачебное сообщество?
- Сегодня на рынке сильно чувствуется отсутствие квалифицированных специалистов и экспертизы на уровне учебных заведений. Выпускники многих медицинских вузов мало знают, например, об имплантологии - самой популярной методике лечения отсутствующих зубов во всем мире. Мы, как лидеры рынка, стараемся исправить ситуацию в этой области. В рамках международной образовательной программы Nobel Biocare сотрудничает с девятью российскими вузами, поддерживая внедрение курсов по имплантологии, предоставление высшим учебным заведениям необходимого оборудования и взаимодействие в области клинических исследований. Общий объем финансирования кампании в 2009 году составил €1 млн.
Вообще, в России чуть больше 80 тыс. стоматологов, при этом достаточную квалификацию для работы по новейшим методикам в области имплантологии имеют всего около 2 тыс. специалистов. Если говорить о клиниках, то в Москве их примерно 4 тыс., но максимум 3-5% из них могут предложить услуги в области современной имплантологии. И потребителям в этом плане нужно очень внимательно относиться к предложениям на рынке, так как до сих большая их часть зачастую не является квалифицированной.
- Какая альтернатива есть сегодня у пациентов в области предоставляемых услуг? Как, с вашей точки зрения, правильно выбрать клинику, врача и технологию?
- Прежде всего, одной из основных потребительских проблем на рынке является незнание и низкая информированность пациентов о современных возможностях в области имплантологии. Пациент не всегда понимает, с какими материалами и на каком оборудовании работают специалисты клиники, используются ли в ней новейшие или традиционные и зачастую устаревшие методы. Сегодня в России считается, что за пациента решение должен принимать врач. Но представьте аналогичную ситуацию в автосалоне: приходя за машиной, вы вряд ли ждете, что менеджер покажет вам определенную модель и скажет: «Вот эта!» Нет, вы месяцами сравниваете марки, оцениваете базовую комплектацию - выбираете. Так почему в стоматологии решение за пациента должен принимать врач? К тому же неинформированного пациента легче ввести в заблуждение.
Чтобы исправить ситуацию, мы с нашими партнерами StartSmile в ближайшее время запускаем первый в рунете профессиональный информационно-поисковый ресурс по стоматологии. Он призван правдиво рассказать о преимуществах и недостатках тех или иных технологий, показать альтернативные методики лечения в различных случаях. Широкий спектр практических материалов будет дополнен удобной поисковой системой по базе из 5000 ведущих государственных и частных стоматологических клиник России.
- Какова потребительская культура россиян в отношении имплантологии, развита ли культура стоматологической профилактики?
- Потребительская культура россиян в области медицины и, в частности, в сфере стоматологии очень низкая. Люди прежде всего хотят купить машину, дорогую одежду, а о своем здоровье думают в последнюю очередь.
При этом далеко не все знают, что человек, лишенный части зубов и вовремя не возместивший их потерю, рискует не только расстаться с остальными зубами (которые начинают работать с увеличенной нагрузкой), но и приобрести заболевания желудочно-кишечного тракта и ряд психологических проблем, связанных с внешним видом. Очень хочется эту тенденцию переломить, объяснив, что крепкие зубы и красивая улыбка - это прежде всего здоровье всего организма, высокий уровень качества жизни и один из секретов вашего личного обаяния и успеха в общении с людьми.
***