Пуско-зарядные устройства
ПЗУ для автомобиля не относятся к разряду основного оборудования современного автосервиса, обеспечивающего его работоспособность. Тем не менее, нередко возникают ситуации, когда их наличие в мастерской оказывается крайне полезно.
В работе бывает всякое. Состояние приезжающих машин сильно различается. Иногда некоторые из них нужно в буквальном смысле слова оживить, подав необходимый для запуска двигателя ток. В этих случаях на помощь мастерам приходят пуско-зарядные устройства.
Классифицировать ПЗУ можно по-разному. Глобально они делятся на трансформаторные и импульсные. Первые - трансформаторные ПЗУ представляют собой приборы с большими трансформаторами, включенными в единую схему с выпрямителями тока. Такие приборы успешно зарекомендовали себя за многие годы работы. Они надежны в эксплуатации и обладают достаточной мощностью. Самые передовые модели - электронные - осуществляют помимо зарядки аккумулятора также и его балансировку, обеспечивающую максимальный срок службы АКБ.
Импульсные ПЗУ - новинка на рынке, уверенно завоевывающая все большую и большую популярность. Они оснащаются высокочастотными трансформаторами, отличаются скромными габаритами и весом, а также весьма привлекательной ценой.
Для зарядки свинцовых аккумуляторов, особенно чувствительных к перепадам температуры, потребуются специальные зарядные устройства, гарантирующие четкое соблюдение параметров заряда. Кстати, перед пуском свинцовой АКБ желательно сначала зарядить ее в течение 15-20 минут, затем обесточить ПЗУ. Причем постоянный ток можно использовать лишь для зарядки свинцовых жидких АКБ. А вот переменный - подходит и для жидких, и для сухих (твердых), и для гелевых аккумуляторов.
Для пуска и подзарядки двух последних подойдут исключительно автоматические ПЗУ Параметр - 6, 12 или 24 В - выбирается в зависимости от емкости аккумулятора и модели зарядного устройства. От емкости АКБ также зависит и время заряда. Оно вычисляется по простой формуле: емкость батареи делится на силу тока. То есть, чтобы зарядить аккумулятор, например, емкостью 10 А/ч постоянным током в 1 А, понадобится 10 часов. И не стоит думать что при 12 В аккумулятор 6 В зарядится лучше и быстрее - специалисты настоятельно не рекомендуют проводить подобные эксперименты во избежание неприятных последствий.
Кроме того, устройства могут быть только пусковыми, либо только зарядными (не производят запуска), либо комбинированными с функциями пуска и зарядки.
Различают ПЗУ и по такой характеристике, как режим работы. Традиционные - читай ручные - по большей части бытовые приборы, безусловно, и легче в применении, и дешевле. Но их ресурс не очень велик, а использование может быть сопряжено с фатальными ошибками, приводящими к выходу оборудования из строя. Автоматические наоборот имеют надежную защиту как от человеческого фактора, так и от перегрузок, короткого замыкания и т. д. Они позволяют устанавливать силу тока и проводить другие регулировки работы ПЗУ. Топовые модели проводят еще и десульфатацию аккумулятора - удаление (разрушение посредством тока) нерастворимых кристаллов свинца, появляющихся в процессе работы на внутренних частях АКБ. Такой налет чреват самыми неприятными последствиями вплоть до поломки батареи.
Большинство моделей ПЗУ способно производить зарядку в 2 режимах: форсированном и обычном. Форсированный наиболее подходит для темпа работы в автомастерской, когда нужно срочно запустить двигатель приехавшего автомобиля, немного подзарядить АКБ, а на полноценную зарядку времени уже нет - клиент спешит поскорее уехать на отремонтированной машине. Для такого режима характерна большая сила тока, но им нельзя злоупотреблять - срок службы аккумулятора существенно сокращается от частого использования. Обычная зарядка продолжительна, но она проходит в гораздо более щадящих условиях - меньший ток оказывает не такое сильное негативное воздействие на батарею.
Резюмируя все вышеизложенное, можно заключить, что для СТО наиболее приемлемым будет профессиональное пускозарядное устройство с микропроцессорным управлением.
Новое портативное пуско-зарядное устройство BDV040 от Black & Decker используется с транспортными средствами, оснащенными бензиновыми и дизельными двигателями объемом от 2.0 литров. Подключение осуществляется через гнездо автомобильной сети 12 В постоянного тока или электросети переменного тока 320 В. У него имеется индикатор уровня зарядки аккумулятора, отсек для хранения провода со штекером.
Хорошим выбором может стать цифровое пуско-зарядное устройство с микропроцессорным управлением Blue Weld Digtronic 330. Оно предназначено для зарядки аккумуляторов с напряжением 6/12/24 В, пуска двигателей легковых автомобилей, легких грузовиков и фургонов. Использование прибора не оказывает влияния на работу бортовой электроники, систем ABC, Airbag, электронного впрыска и прочих. Функция STAND BY позволяет снять клеммы с аккумулятора автомобиля и производить зарядку без потери всей информации и настроек в бортовом компьютере. Она активируется при включении в прикуриватель автомобиля.
Blue Weld Boost Pack 6800 - это в чистом виде пусковое устройство. В нем нет аккумуляторов, что позволяет, приобретая их по отдельности, персонализировать возможности запуска. Аппарат пригоден для запуска легковых автомобилей, фургонов, моторных лодок, генераторов и т. д. на 12 В и грузовых автомобилей и тракторов на 24 В. Выход на 12 В является источником энергии для аварийных ситуаций; при соединении с розеткой прикуривателя транспортного средства, держит под напряжением все контуры при замене аккумуляторов транспортных средств, имеющих аккумуляторы на 12 В.
Не повреждает электронную систему транспортного средства и позволяет выполнять многочисленные операции по запуску перед последующим зарядом.
Fubag представляет профессиональные автоматические пуско-зарядные устройства линейкой Drive. Все они защищают бортовую сеть автомобиля от перенапряжения во время пуска посредством автоматической системы контроля избыточного потребления энергии, а также короткого замыкания и инверсии полярности. Наиболее интересны модели Drive 1200/24Т и новинка Drive 700/24. Их особенность - возможность проводить обслуживание в автоматическом и ручном режимах. В первом случае процесс подзарядки не требует наблюдения, аппарат обеспечивает защиту электронного оборудования автомобиля. Во втором - аппарат требует наблюдения со стороны оператора для осуществления быстрой подзарядки или для восстановления сильно разряженной аккумуляторной батареи. Режим «Start» используется для запуска автомобиля после предварительной 10-ти минутной зарядки аккумуляторной батареи.
В линейке интеллектуальных зарядных устройств от Telwin пополнение - модель T-CHARGE 10, с электронным управлением тока заряда и автоматическим прерыванием и восстановлением (PULSE - TRONIC). Предусмотрена нормальная и быстрая (BOOST) подзарядка для всех типов аккумуляторов AGM, GEL, WET 12V и 12/24V мотоциклов, автомобилей, фургонов, тракторов и лодок (выбирается один из 3 уровней тока заряда). Модель комплектуется индикатором сигнализации заряда, конца заряда, срабатывания защиты при коротком замыкании кабелей или измененной полярности. Прибор поставляется с 3 различными типами зарядных кабелей.
T-CHARGE 10 способен заряжать аккумулятор через прикуриватель автомобиля (если прикуриватель питается напрямую от аккумулятора) или же через вспомогательный генератор.
Технология PulseTronic характеризуется автоматическим контролем пошагового зарядного процесса, пульсовым поддержанием заряда, улучшенным контролем за поддержанием процесса подзарядки и защитой электронных контуров. С ее помощью реализуется подзарядка сильно разряженных аккумуляторов, полная безыскровая защита от изменения полярности и коротких замыканий, уменьшенный нагрев аккумулятора в течение подзарядки (меньшие колебания), большее время работы аккумуляторов.
SPRINT CAR - серия профессиональных ПЗУ от Helvi. Они оборудованы переключателями зарядного тока для быстрой/ медленной зарядки (таймер у Sprintcar 540-640), амперметром, защитой от перегрева, внутренним предохранителем для защиты от замыкания и подключения с неправильной (реверсивной) полярностью. Различаются по величине зарядного и стартового токов, номинальной мощности.
GYS вывел на рынок новое автономное пусковое устройство Startpack 12-24. Благодаря 2 встроенным высокотехнологичным свинцовым аккумуляторам, оно обладает исключительной мощностью при 12 В или 24 В и подходит для запуска легковых автомобилей, автомобилей- фургонов и микроавтобусов. Имея небольшие габариты и оптимальное соотношение мощности, Startpack 12-24 хорошо подходит для мобильного использования (например, запуска автомобиля, припаркованного на площадке перед СТО). Startpack 12-24 за несколько часов и без надзора подзаряжается на 100 % от сети. Этот аппарат оснащен всевозможными защитами для бортовой электроники, зарядного устройства, аккумуляторной батареи и пользователя. Он избегает закорачиваний и перегрузок, защищен против инверсий полярности (звуковой + световой сигнал), избегает искр во время подключения клемм. Плавкий предохранитель 20 А защищает ЗУ против аномалий сети питания.
Gystart 1224 Т - это уже полноценное ПЗУ, которое благодаря трехфазному питанию выдает сглаженный ток, близкий к линейному току аккумулятора. В качестве ЗУ в автоматическом режиме оно заряжает без надзора, обеспечивая надежную защиту аккумуляторов и бортовой электроники автомобилей. Устройство может оставаться постоянно подключенным благодаря регулированию напряжения заряда детекцией.
При зарядке вручную работа осуществляется под надзором и прерывается оператором. Это позволяет заряжать, не ограничивая напряжение, чтобы, например, зарядить батареи, слишком долго оставшиеся незаряженными, или для ускоренной зарядки.
Как ПУ Gystart 1224 Т защищает автомобиль от перенапряжения с помощью системы контроля сверхмощности запуска. Имеет дистанционное управление, для безопасности подпитываемое низким напряжением.
В ассортименте DECA особое внимание заслуживает пуско-зарядная цифровая станция Smart 3300 с микропроцессорным управлением. Она предназначена для зарядки и тестирования аккумуляторных батарей, а также для быстрого запуска автомобильных двигателей. Станция оснащена ручками для переноски. Отдельно поставляется тележка для перевозки. Устройством можно зарядить стандартные свинцовые аккумуляторы («wet»), свинцовые аккумуляторы с гелевым электролитом и необслуживаемые батареи («gel»), а также никель-кадмиевые аккумуляторы. Среди особенностей станции имеет смысл выделить хранение в памяти последнего режима зарядки (функция «STORE SET»), автоматический перезапуск текущего режима зарядки после аварийного отключения электропитания (функция «AUTOSTART»), прекращение зарядки в случае, когда батарея не зарядилась в течение 30 часов, что предотвращает выход аккумулятора из строя (функция «TIME-OVER»). К тому же станция непрерывно отслеживает состояние соединений и прекращает зарядку в случае, если аккумулятор отсоединен.
Интересны и такие возможности, как тестирование аккумуляторной батареи с безусловным переходом к зарядке/запуску (режим «Test & Go») и тестирование и отображение состояния аккумулятора. Станция оценивает состояние батареи, и, если батарея неисправна, зарядка не производится. При удовлетворительных результатах тестирования зарядка производится (режим «Smart Tester»).
Т-1020 - самое мощное пусковое устройство в линейке фирмы «Автоэлектрика». Зарядное устройство предназначено для работы с 6, 12 и 24 В аккумуляторными батареями. Это позволяет эффективно обслуживать не только автомобильные аккумуляторы, но и аккумуляторы для мотоциклов и маломерных судов. Имеются режимы «Ручной» и «Автомат» с плавной регулировкой тока зарядки аккумулятора, «Пуск», «Тест». Есть возможность проводить профилактику сульфатации пластин АКБ реверсивным током, диагностику ЭДС аккумуляторной батареи, работы генератора и реле регулятора.
Пуско-зарядное устройство Т-1012А подходит для заряда в автоматическом режиме аккумуляторов всех классов автомобилей, мотоциклов, катеров. Его интересная функция - возможность проводить диагностику степени заряженности автомобильного аккумулятора, реле регулятора без подключения к источнику питания 220 В, работоспособности генератора. Реализован широкий спектр защиты при нештатных ситуациях. Зарядное устройство для аккумулятора Т-1012А позволяет осуществлять зарядку автомобильных аккумуляторов в широком спектре режимов.
И еще один «россиянин» - передвижное пуско-зарядное устройство «Спец СР-620». Оно оборудовано переключателем зарядного тока для быстрой/ медленной зарядки, амперметром, внутренним предохранителем для защиты от замыкания и подключения с неправильной (реверсивной) полярностью, защитой от перегрева.
Эдуард Столяров